Программа вступительного испытания в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», профиль 10.01.09 – Фольклористика
Введение
Предметом фольклористики (профиль− 10.01.09; филологические науки) является широкая область традиционной народной культуры, прежде всего – устная словесность, которая представляет собой не только древнейшую часть человеческой цивилизации вообще, но и «первую главу» истории мировой литературы. История любой национальной культуры немыслима без изучения фольклора данного народа как типологически наиболее ранней формы словесного творчества. Это изучение позволяет понять происхождение и закономерности развития жанровой системы литературы, отдельных тем и сюжетов, элементов поэтического языка и стиля. В конце XX в., наряду с архаическими, сельскими, патриархальными традициями, равноправное положение занял «неофициальный» синкретический городской фольклор.
Синкретический характер устных традиций (словесный текст – музыкальная форма – обрядовый или ритуализованный бытовой контекст) предполагает синтез знаний в этой области, лежащей на пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих исследований. Сравнительно-исторический, структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения материала дополняют друг друга, демонстрируя многомерность результатов научного анализа.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ по профилю 10.01.09 «Фольклористика» основана на программах учебных курсов «Устное народное творчество», «Татарское устное народное творчество», читаемых на филологических факультетах (специалитет и магистратура по направлению «Филология») Высших учебных заведений РТ
Цель: Отбор претендентов на обучение в аспирантуре, обладающих высокой общефилологической компетенцией, овладевших знаниями в области фольклористики в пределах базовых и специальных дисциплин вузовского курса («Русское устное народное творчество», «Теория фольклора», «История фольклористики», «Сравнительная фольклористика» и др.), имеющих опыт полевой и камеральной работы с фольклором. Абитуриенты должны продемонстрировать достаточную осведомленность в области жанровой систематики, поэтики и теории фольклора, истории фольклористики и новейших направлений ее развития на базе тем по трем основным направлениям: общей теории и истории фольклористики, жанровой систематики фольклора, а также методологии фольклористического анализа.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ ПО ПРОФИЛЮ 10.01.09 — ФОЛЬКЛОРИСТИКА
1. Фольклор как особая форма духовной деятельности человека.
2. Предмет и задачи науки о фольклоре.
3. Теории происхождения фольклора. Фольклор как синкретическое искусство.
4. Основные признаки фольклорных произведений. Коллективный характер народного искусства. Исторические и бытовые основы его. Устность народного творчества. Традиционность. Единство традиционности с импровизацией. Вариативность произведений фольклора. Связь её с устным характером и исполнительством как формой существования фольклорных произведений. Понятие инварианта.
5. Фольклор как особая система коммуникативных отношений. Роль аудитории (слушателей, зрителей) в фольклоре.
6. Социальная природа устного народного творчества.
7. Фольклористика как наука, её место в системе других наук.
8. Основные направления современной фольклористики: филологическое, этнографическое, историко-социологическое, искусствоведческое, музыковедческое.
9. Методы изучения фольклора: сравнительно-исторический (типологический), системный, метод комплексного изучения, структурно-семиотический.
10. Принцип стадиального изучения фольклора и проблемы периодизации.
11. Классификация фольклора. Принципы систематизации фольклорных произведений. Выделение видов и жанров.
12. Понятие и основные признаки жанра в фольклоре. Жанровый состав фольклора. Судьбы различных жанров. Причины умирания одних и продуктивности других жанров. Появление новых жанров – продукт социального развития общества.
13. Историзм фольклора. Проблема «фольклор и действительность» — узловая проблема для понимания художественной сущности фольклора, специфики его отдельных жанров. Различные точки зрения на проблему соотношения фольклора и истории, существующие в фольклористике: взгляды В. Я. Проппа, Д. С. Лихачёва, Б. А. Рыбакова.
14. Проблема исполнительства в фольклоре. Музыкальные, драматические, игровые моменты исполнения различных жанров. Типы народных исполнителей, их индивидуальное мастерство.
15. Соотношение коллективного творчества с индивидуальным характером и профессионализмом исполнения, традиция и импровизация.
16. Поэтика фольклорных произведений. Способы изображения человека, отсутствие или необязательность логических мотивировок, пространство и время в фольклоре, принципы фольклорной композиции. Роль напева в музыкальном фольклоре.
17. Стабильные и изменчивые элементы в фольклоре. Сочетание их в разных жанрах. Роль типических мест и постоянных эпитетов. Степень проницаемости и изменяемости жанров, их взаимодействие и взаимовлияние. Существование жанрово-промежуточных явлений. Контаминация.
II. Жанровый состав татарского фольклора
Обряды и обрядовый фольклор.
18. Классификация обрядового фольклора. Значение обрядовых действий, их типология. История записей и изучение обрядности и поэзии.
Традиционное поэтическое начало: композиция, символика, сравнения, эпитеты, импровизация в причитаниях.
Сказки
19. Общее определение сказки, главные её разновидности по традиционному делению: сказки о животных, волшебные, бытовые. Сложность систематизации; сказки кумулятивные, сатирические, новеллистические, докучные, небылицы, присказки, сказки о богатырях. Указатели сказочных сюжетов, их достоинства и недостатки.
20. Исторические корни и социальная функция сказок, их отношение к действительности. Значение работ В. Я. Проппа. Исследование сказок структуралистами.
Несказочная проза
21. Проблематика систематизации несказочной прозы в современной науке. Направление ведущихся исследований, состояние собирательской работы и публикаций.
22. Определение преданий и легенд. Предания исторические и топонимические. Христианские легенды и былички. Легенды о народных заступниках и избавителях, о далёких землях. Мемораты, их генетическое соотношение с преданиями и легендами. Этиологические и демонологические рассказы, их разновидности.
23. Особенности бессознательно-художественного творчества в несказочной прозе. Общественная функция преданий и легенд, их современное состояние, трансформация, вызванная изменением функций. Предания об исторических лицах и событиях как выражение народной оценки и интерпретации.
Баиты
24. Определение жанра. Происхождение термина. Классификация баитов. Баиты как поэтическое выражение народного исторического сознания. Соотношение героев исторических баитов и исторических лиц, фольклорных сюжетов и исторических событий, роль отдельных исторических и географических реалий.
25. Поэтическая система баитов. Принципы изображения героев, времени, пространства. Композиция, лейтмотивы, общие места, функция постоянных эпитетов, роль напевов.
26. История собирания и публикации баитов.
27 . Вопрос о генетических и типологических соотношениях баитов с эпосом других народов, баитов и летописей, былин и иных жанров устной поэзии.
Народные песни.
28. Классификация песен. Специфика исторических песен. История их собирания и изучения. Аспекты изучения лирической песни. Генезис лирической песни. Жанры лирической крестьянской песни. Изображение человека и мира. Система художественных средств, используемых в бытовой лирике: композиция, виды иносказаний, эпитеты. Сюжетная циклизация. Песни трудовые, хороводные, плясовые, игровые. Связь их содержания и формы с формами движения.
Малые жанры фольклора.
29. Пословица как явление фольклора и языка. Отражение в пословицах и поговорках исторической действительности, философии, поведения, морали разных социальных групп. Специфика загадок. Образный язык, иносказательность, ритмическое и звуковое строение пословиц, поговорок и загадок. Проникновение их в другие жанры и виды устного народного творчества.
Детский фольклор и фольклор для детей
30. Детский фольклор – особая область устных словесных произведений, созданных детьми и не входящих в репертуар взрослых. Материнский фольклор. Поэзия материнства, пестования как область фольклора, созданная взрослыми для детей самого младшего возраста и являющаяся одним из средств народной педагогики. Основные жанры: колыбельные песни, потешки (пестушки, забавки). Бытовая функция, форма исполнения, особенности поэтической системы колыбельных песен. Основные формы детского фольклора. Игровой фольклор: игровые песенки, считалки, жеребьёвки. Поэтическая система разновидностей детского фольклора. История собирания и публикации детского фольклора. Связь детского фольклора с разными эпизодами детской жизни. «Страшилки».
Рекомендуемая литература
Учебники и учебные пособия.
Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996.
Аникин В.П. Русское устное народное творчество.М., Высшая школа, 2001г. и дальнейшие издания
Бакиров М. Х. Татар фольклоры: Югары уку йортлары өчен дәреслек. – Казан: Мәгариф, 2008. – 359 б.
Бакиров М. Х. Татарский фольклор. – Казань: Ихлас, 2012.- 400 с.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика (любое издание).
Гусев В. Е. Эстетика фольклора (любое издание).
Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. М., 2002.
Костюхин Е.А.Лекции по русскому фольклору. СПб., 2004
Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 1977.
Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Сост. Ю.Г.Кругляев. М., 1986.Соколов Ю. М. Историография фольклористики // Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1941. С. 34−121.
Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976.
Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века / Отв. Ред.В. М. Гацак. М., 1997.
Урманчеев Ф.И. Татар халык иҗаты. . – Казан: Мәгариф, 2002. – 335 б.
Урманчеев Ф.И. Татар халык иҗаты:Хрестоматия.. – Казан: Мәгариф, 2004. – 479 б.
Хәмит Ярми. Татар халкының поэтик иҗаты. _ Казан: Татар. кит. нәшр.,1967. – 308 б.
Теория фольклора
Аникин В.П.Теория фольклора. М., МГУ, 1998, переиздания 2002, 2007 гг
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1, 2, 3. М.,
1865–1869 (репринтное издание с исправлениями): М., Ладомир, 1994.
Акимова Т.М., Архангельская В.К., Бахтина В.А. Русское народное поэтическое творчество. Пособие к семинарским занятиям. М., 1983.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.(Статьи «Фольклор как особая форма творчества» «Традиция и импровизация в народном творчестве»
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940 (Сокращенное переиздание. М., 1989).
Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979.(Статьи «Сравнительно-историческое изучение фольклора», «К вопросу о международных сказочных сюжетах»).
Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. (Переиздание в сборнике.: Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике. М.: РГГУ, 2010.)
Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994
Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995(Переиздание: Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб., 2003).
Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.
История фольклористики
Азадовский М.К. История русской фольклористики, т.1. М., 1958; т.2. М., 1963.
Академические школы в русском литературоведении. М., 1975
Иванова Т.Г. История русской фольклористики XX века. 1900-первая половина 1941 г.СПб, Дм.Буланин, 2009 г.
Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе / Пер. с итал. М., 1960.
Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX в. М.: Индрик, 1997.
Хәмит Ярми. Татар халкының поэтик иҗаты. _ Казан: Татар. кит. нәшр.,1967. – 308 б.
Ямалтдинов И.И. Татарская фольклористика 20-60-х гг. XX века. Собирание, публикация и научное изучение фольклора /И.И. Ямалтдинов. — Казань: ИЯЛИ, 2016. — 184 с. — (Серия "Библиотека журнала "Фэнни Татарстан"; 8-я книга).
Словари и справочная литература
Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии / Отв. ред. К.П. Кабашников. Минск, 1993.
Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. — 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
Народные знания. Фольклор. Народное искусство (Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4) / Отв. ред. Б.Н. Путилов, Г. Штробах. М.: Наука, 1991.
Русский фольклор. Словарь. Справочник. Составитель Т.В.Зуева, М., 2002 г.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Толстая. М., 2002 (1-е изд.: 1995).
Славянские древности. Этнолингвистический словарь в пяти томах / Под ред. Н.И.Толстого. Т. 1. А–Г. М.: Международные отношения, 1995; Т. 2. Д–К. 1999; Т. 3. К–П. 2004; Т. 4. П–С. 2009.
Урманчеев Ф. И. Татар мифлары. Энциклопедик сүзлек: 3 томда. . – Казан: Мәгариф, 2008, 2009, 2011.
Рабочая программа вступительного экзамена в аспирантуру по фольклористике / Сост. И.Г.Закирова. – Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2016. –12 с.
Рецензент: д.ф.н. А.Х. Садекова.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 45.06.01 – Языкознание и литературоведение (уровень подготовки кадров высшей школы) (Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г., №904). В ней представлены вопросы, выносимые на экзамен, основные требования к уровню знаний поступающих в аспирантуру и критерии оценки ответов.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ от 16 мая 2017 года, протокол № 2.