ПРОГРАММА вступительного испытания в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению подготовки

 47.06.01 Философия, этика и религиоведение, профиль 09.00.14 Философия религии и религиоведение



I. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Поступающий в аспирантуру должен:

знать:

— историю религии и основные тенденции ее эволюции в современном мире;

— основные философские, психологические и социологические теории религии;

— роль религиозных явлений в системе культуры и в общественной жизни;

уметь:

— пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном и иностранных языках;

владеть:

— основными методами философского, историко-филологического, социологического, психологического, антропологического, феноменологического анализа явлений религиозной жизни.

Понимать, что его ждет:

— углубленное изучение истории религии и ее эволюции в современном мире в контексте отечественной и мировой истории и культуры с опорой на новейшие достижения в области философии религии и религиоведения;

— осмысление основных тенденций отечественной религиозной ситуации в контексте мирового религиозного процесса; изучение истории и современного состояния философии религии и религиоведения;

— освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области философии религии и религиоведения и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.

В основу программы положены университетские курсы философии, феноменологии, истории, социологии и психологии религии с привлечением материалов по истории и теории мировой культуры, истории эзотерических учений, новых религиозных движений, истории и современных проблем отечественного и зарубежного религиоведения, эволюции религии в современном мире.



II. Структура вступительного испытания

Вступительное испытание состоит из ответа на два экзаменационных вопроса и собеседования по представленному поступающим реферату.

Список вопросов состоит из трех частей.

В первой части особое внимание уделено вопросам истории религии и эволюции религии в современном мире. При этом поступающий должен проявить знание основных моментов доктрины (теология, космология, антропология), культа, этики, строения общины, особенностей религиозности конкретной религиозной традиции, главных вех ее истории, особенностей современного состояния, основного содержания ее священных и наиболее авторитетных текстов, основные доктринальные и организационные разделения; он также должен иметь представление об основных концепциях происхождения религии, логики ее истории, ее места в общем духовном развитии человечества.

Во второй — вопросам истории и современного состояния философии религии. Предполагается знание абитуриентом основных направлений философско-религиозной мысли, основных методов философского изучения религии, основных моментов конкретных философско-религиозных концепций отдельных мыслителей: основных идей, главных терминов, их значения и связи между ними, места философии религии в системе мысли данного автора, места его философско-религиозной концепции в историческом развитии философии религии, ее отношения к богословской мысли;

В третьей – социологическим, психологическим, феноменологическим и антропологическим теориям религии. От абитуриента требуется понимание места соответствующей концепции как в истории определенной дисциплины, так и в истории религиоведческой мысли, знание ее основных понятий, методологических приемов, представление о ее значении в практических и полевых исследованиях.

Поступающим в аспирантуру будущим исследователям необходимо уже на момент поступления представлять себе сферу своих научных интересов и контуры будущей работы, свободно ориентироваться в основных направлениях истории и современных проблемах мировой и отечественной науки о религии, знать литературу по частным и общим вопросам, обладать навыками написания научных текстов. Поэтому перед вступительным экзаменом в приемную комиссию должен быть подан реферат с краткой рукописной рецензией и итоговой оценкой. Являясь показателем умений и навыков будущего исследователя, письменная работа демонстрирует также уровень его знаний по предполагаемой теме кандидатского исследования, его научный кругозор и его способность к четкому и логичному изложению мыслей. Объем реферата должен составлять 1 авторский лист), сопровождаться правильно оформленным списком литературы (не менее 20 пунктов).

III.Программа вступительного испытания

Раздел 1. История религии и эволюция религии в современном мире

1. Основные подходы к вопросу о происхождении и сущности религии: натуралистический и/или социальный редукционизм, агностицизм, психологизм и конфессионально-теологический подход; всеобщность религии. Иррациональное в религии. Религиозный опыт и знание о религии. «Методологический теизм» и «методологический атеизм». Религиозность ученого и проблема объективности в религиоведении. Объективность и общезначимость в науке.

2. Понятие религии: религиозный, антропологический, социологический, психологический и феноменологический подход. Сущностные и функциональные подходы. Критика понятия «религия» в западной науке ХХ века. Политетические и монотетические определения. Конструктивизм в религиоведении.

3. Возникновение религиоведения и теология. Теологические предпосылки западного религиоведения. История взаимоотношений религиоведения и теологии: сосуществование и природа конфликтов. Место религиоведения в теологическом образовании. Демаркация теологии и религиоведения по предмету и методу исследования.

4. Философия религии как интерпретация религии и как отдельная философская дисциплина. Предмет философии религии. Проблема выработки формального критерия для различения философии религии и научного религиоведения.

5. Особенности изучения религии доисторической эпохи. Различия и противоречия в дисциплинарных подходах палеоантропологии, археологии и генетики к проблеме происхождения человека. Вопрос о религии в нижнем палеолите. Религия у неандертальцев (средний палеолит): различные интерпретации жертвоприношений, человеческих захоронений и культов животных. Религия в верхнем палеолите. Развитие культа предков и начало обожествления природы. Роль религии в неолитической революции. Религиозные представления и культы неолита и ранних земледельческих культур на примере первых городов передней Азии и культуры мегалитов. Культ Небесного бога и Великой богини. Вопрос об архаическом характере племенных культов. Обзор религиозности бесписьменных народов: понятие магизма; редукция культа Небесного бога (Deus otiosus) и Земли-богини, спиритизм (анимизм), колдовство, фетишизм, тотемизм, каннибализм и человеческие жертвоприношения, космогония и космография.

6. Шаманизм: специфические особенности и ареал распространения; функции шамана, призвание и посвящение шамана духами, камлание. Тудины.

7. Периодизация истории Древней Месопотамии. Шумеро-Аккадский пантеон. Космогония. Вавилон и Ассирия: преемственность религии. «Энума элиш». Мардук, Ашшур, Иштар. Храмы, жрецы, культ, магия. Представления о жизни после смерти. Эпос о Гильгамеше и др. литература о поисках бессмертия.

8. Периодизация истории Древнего Египта. Древнеегипетский пантеон и элементы монотеизма (представления об Амон-Ра). Теогонии и космогонии Гелиополя, Гермополя и Мемфиса. Миф об Осирисе и Исиде и сакральная теократия. Храмы и культ. Представления о загробной жизни: «Книга мертвых», этика и магия. Реформа Эхнатона.

9. Периодизация древнегреческой религии. Религия крито-минойской цивилизации. Формирование и развитие религии Древней Греции в ахейский и архаический периоды. «Теогония» Гесиода. Древнегреческий пантеон: общая характеристика; Зевс, Посейдон, Аид, Апполон, Гефест, Гермес, Пан, Гера, Афина, Артемида, Афродита, Деметра, Персефона. Антропология (по Гомеру и Гесиоду) и эсхатология древнегреческой религии его посмертной участи; судьба; герои; культ и праздники. Элевсинские мистерии. Культ Диониса. Орфики. Пифагорейцы. Религиозные представления в древнегреческой философии классического периода. Религиозно-философские аспекты завоеваний Александра Македонского. Общая характеристика культурно-религиозной ситуации в эпоху эллинизма. Эллинистические философские школы. Фатализм и астрология. Религиозная политика диадохов. Культ Сераписа и мистерии Изиды. Мистерии Адониса, Диониса, Кибелы и Аттиса.

10. Периодизация и общая характеристика религии Древнего Рима. Миф об основании Города. Древнеримский пантеон: капитолийская триада, Марс, Квирин, Янус, Меркурий, Нептун, Сатурн, Вулкан, Веста, Венера, Диана, Церера, Прозерпина, божества-покровители. Влияние древнегреческой религии. Жреческие коллегии и братства. Культ и праздники. Книги Сивиллы. Борьба сторонников и противников эллинизации Рима после пунических войн; расправа над дионисийцами. Эллинистическая философия в Древнем Риме: эклектика (Панеций), теория «тройственной религии», эпикурейство (Лукреций и вульгаризаторы), поздний стоицизм (Посидоний). Религиозная ситуация в Древнем Риме от диктатуры Суллы до установления Империи. Вергилий. Культ императоров. Митраизм.

11. Периодизация истории религий традиционного Китая. Китайский синкретизм.Культ Неба, царя и предков в эпохи Шан и Чжоу. Основные понятия китайской натурфилософии: перемены, ци (инь-ян), дао. Жизнь Кун-цзы. Конфуцианский канон. Конфуцианское учение. Конфуцианство в истории и культуре Китая, Кореи и Японии. Обзор гипотез о формировании даосизма. Легенда о Лао-цзы. Поиски бессмертия в эпохи Чжоу, Цинь и Хань. Северная школа Дао (Дао-цзя): «Дао-дэ-цзин», «Чжуан-цзы». Ханьский синтез. Даосская алхимия пантеон, культ. Направления и секты даосизма. Даосизм в современном Китае.

12. Общая характеристика и периодизация истории индийских религий. Религия протоиндийской цивилизации. Краткий обзор религиозных представлений индоевропейцев эпохи расселения, их соотношение и взаимоотношения с культами плодородия земледельческих цивилизаций. Ведийская религия: Веды, культ, пантеон, космогония, представления о посмертном существовании. Брахманизм: «космогоническое жертвоприношение», «внутреннее жертвоприношение». Упанишады. Концепция Атмана-Брахмана. Учение о сансаре и мокше. Отделение от брахманизма неортодоксальных движений (джайнизма, буддизма и др.). Кризис брахманизма. Теистическая тенденция в поздних упанишадах. Трансформация брахманизма в индуизм. Состав священных текстов смрити. Варнашрама (варны, ашрамы, дхарма, санскары). «Рамаяна» и «Махабхарата». «Бхагаватгита» и тримарга. Социально-религиозные предпосылки для возникновения джайнизма. Жизнеописание Джины Махавиры. Распространение джайнизма. Разделение джайнизма на северное и южное направления. Учение и практика джайнизма. Джайнизм в современной Индии. Исторический контекст возникновения сикхизма. Жизнеописание и учение гуру Нанака. История развития сикхизма при девяти гуру. Сикхизм после реформ гуру Говинда Сингха. Сикхи в России. Символы и праздники сикхизма.

13. Социально-религиозный контекст возникновения буддизма. Жизнеописание Будды Шакьямуни. Основные положения буддийского учения (четыре благородные истины, восьмеричный благородный путь). Буддийская психология: анатмавада, абхидхарма. Буддийская космология. История распространения буддизма в государстве Маурьев и за пределами Индии. Общебуддийские соборы. Разделение буддизма на махаяну и тхераваду. Палийский канон. Архаты; особенности практики и ареал распространения тхеравады. Литература сутр махаяны, путь бодхисаттвы, пантеон; мадхьямака и йогачара; ареал распространения махаяны.

14. Обзор истории формирования раввинистического иудаизма, его отличия от ветхозаветного иудаизма. История развития раввинистического иудаизма после разрушения Второго Храма: Сангедрин в Ямне, восстание Бар-Кохбы, таннаи, амораи, центр в Мессапотамии, центр в Кордовском халифате, евреи в исламских и христианских странах в Средние века, центр в Галилее, центр в Польше и Западной России, центр в США; гаскала и реформированный иудаизм; консервативный иудаизм. Сионизм, создание государства Израиль. Караимы. Талмуд, «Шулхан Арух» и другая раввинистическая литература.Обряды жизненного цикла и праздники в современном иудаизме. Практика и течения современного иудаизма.

15. Доисламские верования арабов. Мухаммад. Коран. Сунна. Исламское богословие. Политическая история ислама: «праведные халифы», дамасский халифат, багдадский халифат, делийский султанат, империя моголов, турецкая империя, ваххабизм, образование исламских государств в XX в., исламский фундаментализм (халифатизм). Шииты. Хариджиты. Исмаилиты (западные и восточные). Ахмадие.

16. Основные черты римо-католической догматики. Причины и предпосылки Великой схизмы 1054 г. Монашеские ордена XI—XIII вв. Томизм. Реформация и религиозные войны XVII-XVIII вв. Контрреформация и ее результаты. Первый Ватиканский собор. Старокатолики. Второй Ватиканский собор.

17. Особенности христианства первых веков. Апологеты. Эпоха Вселенских соборов, ее значение для формирования православной догматики и канонического права. Отцы Церкви. История раскола церквей 1054 г. Униатская политика Византии. Османское пленение. Современное положение древних Восточных Церквей.

18. Крещение Руси. Русская Церковь в составе Константинопольского Патриархата, особенности этого периода. Установление автокефалии Русской Церкви и ее предпосылки. Иосифляне и нестяжатели. Стоглавый Собор 1551 г. Церковная реформа патриарха Никона 1650-1660-х гг. и раскол. Русская Церковь в Синодальный период. Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг.

19. Проблемы определения и классификации «новых религиозных движений». Проблема термина «новые» в определении движений. Понятия «ереси», «секты», «деструктивной секты», «культа», «нового религиозного движения» и «альтернативной религии». Проблема «традиционности» НРД. Основные теории появления НРД и причин их популярности. Основные признаки НРД. Особенности развития НРД. Различные классификационные подходы к феномену НРД. Проблема авторитаризма, гуруизм. Основные методологические направления изучения НРД в современном религиоведении.

20. Краткий социологический обзор религиозной ситуации в современном мире и в России: число приверженцев крупнейших религий и мировоззрений, уровень религиозной активности, влияние на политику, общество и культуру; тенденции развития.



Раздел 2. История и современное состояние философии религии

1. Гераклит. Всеобщее изменение. Огонь как первоначало мира. Логос. Критика различных форм религии у Гераклита, его религиозные идеи. Элейская школа. Ксенофан и его критика многобожия, монотеизм. Парменид: учение о едином боге и едином бытии, путь знания и путь мнения. Эмпедокл: поиски движущей причины мира; Любовь и Вражда. Религия Эмпедокла.

2. Жизнь и произведения Платона. Проблема хронологии платоновских диалогов. Религиозный смысл философии. Мистическое восхождение у Платона. Проблема религии у Платона: критика народной религиозности в «Государстве» и других диалогах. Проблема «благочестия» как подлинного религиозного отношения в «Евтифроне». Место религии в государстве по «Государству», «Законам», «Критию».

3. Аристотель, его жизнь и трактаты. «Метафизика». Классификация видов знания и наук, превосходство первой философии. Место теологии в системе знания. Бог как неподвижный двигатель и мыслящий себя ум. Этика, учение о счастье, о добродетели и пороке. Учение о высшем благе и созерцательном образе жизни. Учение о Боге в этике Аристотеля.

4. Плотин. «Эннеады». Развитие неоплатонизма после Плотина. Учение о трех ипостасях. Единство микро- и макрокосма. Учение о пребывании, исхождении, возвращении, об очищении и восхождении как универсальная основа мистической религиозности. Влияние неоплатонизма на мистицизм авраамических религий. Неоплатонизм как философия культа. Неоплатонизм как философия античной религии.

5. Филон Александрийский. Аллегорическое толкование Священного Писания. Платоновские, скептические и стоические элементы в его философии. Учение о Логосе. Христианские апологеты. Иустин Философ, Татиан: их отношение к античной философии. Климент Александрийский: отношение христианства и философии, веры и разума. Тертуллиан: «философия — источник всех ересей». «Верую, ибо абсурдно». Учение о душе. Стоицизм Тертуллиана. Ориген: принципы толкования Св. Писания, учение о Св. Троице, о Логосе, о душе. Платонизм Оригена. История религии в понимании апологетов.

6. Блаж. Августин. Жизнь и эволюция взглядов. Отношение к различным античным философским школам. Платонизм Августина. Отношение веры и разума. Этимологическое выяснение смысла религиозного отношения. Учение Августина о религии. Место религии в истории.

7. Онтологическое доказательство бытия Бога, критика его современниками Ансельма. Доказательства бытия Божия Фомы Аквинского. Отношение к доказательствам бытия Бога Бонавентуры.

8. Проблема веры и разума как основная внутренняя проблема схоластики. Три основных варианта ее решения. Иоанн Скот Эриугена и Петр Дамиани. Развитие схоластики после Ансельма Кентерберийского. Реализм Шартрской и Сен-Викторской школ. Две основные стратегии познания: «по Платону» и «по Аристотелю». Новаторство Альберта Великого. Всеобъемлющая система Формы Аквинского. Revelatum и Revelabile. Критика томизма. Оксфордская школа. Панлогизм Раймунда Луллия.

9. Спиноза. «Этика». Общая характеристика. Учение о Боге. Пантеизм Спинозы. Детерминизм и учение о свободе. Концепция предрассудка и ее отношение к проблеме религии. Истинное религиозное отношение в «Этике». «Богословско – политический трактат». Принципы истолкования Писания. Подлинность Писания. Цель Писания – послушание. Вера требует благочестия, а не истины. Отличие веры от философии. Место религии в обществе и государстве.

10. Лейбниц. Метафизика как учение о Боге. Доказательства бытия Бога. Отношения Бога и мира в философии Лейбница: монадология; учение о предустановленной гармонии. Лебницевская теодицея.

11. Д. Юм. Критика понятий о субстанции и причинности. Происхождение религии и источник религиозных чувств. Понятие «естественная религия». Направление развития религиозных идей. Религия в общественной жизни и истории.

12. И. Кант. «Критика чистого разума»: трансцендентальная диалектика: учение о душе, мире и Боге. Отношение к доказательствам бытия Бога. Идея Бога как идеал чистого разума. “Критика практического разума”: категорический императив, постулаты практического разума. “Нравственное” доказательство бытия Бога. «Религия в пределах только разума»: религия, основанная на кантовском моральном учении. «Сын Божий» как олицетворенная идея доброго принципа. Моральное истолкование евангельской истории. Кантовская интерпретация Церкви. Роль писания и предания. Моральная (чистая) религия и исторические религии. Критика христианства.

13. Г. В. Ф. Гегель. Юношеские работы о христианстве. Философия религии: христианство и философия, развитие религиозных представлений человечества. Философия религии как логический этап в процессе прогрессивного развития определений Абсолютного. Философская интерпретация идеи Бога. Религиозное отношение. Сущность религиозного сознания. Ступени религиозного отношения: чувство, созерцание, представление, мышление. Христианство как совершенная религия.

14. “Философия тождества” Ф. В. Й. Шеллинга. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм. Философия откровения.

15. Философия религии Шлейермахера. Демаркации: религия – не знание и не нравственность. Религия как «чувство и вкус к бесконечному». Религия: видеть конечное как символ бесконечного. Христос как посредник между конечным и бесконечным. Религия и терпимость. Религия и аскетика. Образ Церкви у Шлейермахера. Государство и Церковь.

16. Атеизм и материализм Л.Фейербаха. «Религия – младенческая сущность человечества». Объективация человеческой сущности в религии. Тайна Боговоплощения по Фейербаху. Человек как начало, середина и конец религии у Фейербаха.

17. Связь атеизма К.Маркса с основными положениями его философии. Особенности марксистского атеизма. Марксизм о религии. Русский марксизм: основные вехи истории. Проблема религии в русском в русском дореволюционном марксизме (Плеханов, Луначарский, Богданов, Ленин). Ученые-марксисты: М.Н. Покровский и Н.М. Никольский.

18. Позитивизм О. Конта. Учение о трех стадиях, классификация наук. Религия в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики». Религия в философии Милля и Спенсера.

19. Ф. Ницше. Критика предшествующей философии и культуры. Декаданс, нигилизм, переоценка всех ценностей, воля к власти. Этика Ницше. Проблема Бога в философии Ницше. Ницше о религии и религиях. Антихристианство.

20. Неокантианство Марбургской школы: Г.Коген, Наторп, Кассирер. Философия как наука о науках. Исследование процесса познания исходя из самого познания. Философия религии Когена и Кассирера. Баденская школа: Виндельбанд, Риккерт. Два вида наук: о природе и о культуре. Учение о ценностях и их отношении к действительности. «Святыня» как основное понятие философии религии Виндельбанда.

21. Славянофилы: понятие религии в ст. И.В. Киреевского «Девятнадцатый век». А.С. Хомяков: вера, как феномен сознания, фактор исторического процесса, элемент богословского дискурса. Истины религии и истины науки. Философия религии Ю.Ф. Самарина: происхождение идеи Бога, личное и историческое откровение, религия и этика, проблема чуда. Полемика с К.Д. Кавелиным и М. Мюллером.

22. Возникновение атеистической философии религии в России: атеистическая интерпретация Гегеля, влияние Фейербаха. Становление атеизма у А. Герцена. Антитеологизм М.А Бакунина: религия как этап становления человеческого духа; религия и государство; Бог и свобода человека. Философия религии Конта в интерпретации Д.И. Писарева.

23. В.С. Соловьев: концепция мифологии в ранних статьях. Структура и история религии в «Законе исторического развития». Философия религии в «Чтениях о Богочеловечестве»: определение религии, онтологические предпосылки религии, религиозный опыт, становление религиозного сознания человечества; история религии как стержень человеческой истории вообще, идея Богочеловечества. Философия религии в «Оправдании добра»: чувство благоговения, как индивидуально-душевный корень религии; религиозное начало в нравственности; религиозный опыт, его структура и содержание; становление религиозного сознания в истории.

24. П.Д. Юркевич: опровержение материализма и обоснование платонической онтологии. Учение о сердце и происхождение религии. Естественные предпосылки религии. Отношение к доказательствам бытия Бога. Учение об аскетизме и его формах. Философия религии в МДА: прот. Ф. Голубинский. В.Д. Кудрявцев-Платонов. А.И. Введенский. С.С. Глаголев. М.М. Тареев. Происхождение идеи Бога. Происхождение и сущность религии. Уяснение учения о Промысле. Идея естественной теологии. Доказательства бытия Бога и бессмертия души. Основные проблемы истории религии.

25. Гносеология, онтология и аксиология Н.О. Лосского. Транссубъективность чувственных качеств. Интеллектуальная интуиция. Отвлеченный и конкретный Логос. Доказательства бытия Божия. Проблема теодицеи. Мистическая интуиция.

26. Место культа в религиозной традиции согласно Флоренскому. Культ, символ, имя. Понятие «священного» и его герменевтическое раскрытие: Флоренский, Розанов и Р. Отто. Культовая деятельность в системе культуры.

27. Антропологические предпосылки религии в ранних работах Булгакова. Трансцендентальная проблема религии в «Свете Невечернем». Религиозный опыт, формы религиозного сознания и знания и их соотношение. Понятия мифа, символа, догмата. Философия религии и софиология.

28. Антропологические предпосылки философии религии Н.А. Бердяева: становление. Основные понятия философии Бердяева: личность, свобода, творчество, объективация — и проблемы философии религии. Религия и история в мысли Бердяева. Основные религиозные понятия: откровение, вера, Церковь, мистика, миф, символ, догмат — в интерпретации Н.А. Бердяева. Религиозный опыт, богословие и философия: взаимосвязь. Религия и этика. Религия и культура. Религиозное сознание: структура, виды, типология превращенных форм.

29. Религиозная интерпретация философии Гегеля («Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»). Религиозный смысл философии. Идеал-реализм. Духовные размышления И. А. Ильина («Поющее сердце» и др. книги). Православная традиция и концепция «Аксиом религиозного опыта». О субъективности и духовности религиозного опыта. Предметность религиозного опыта. О религиозном методе. О вырождении религиозного опыта. Духовная сила человека, его связь с Богом. Проблема духовного обновления.

30. Философия религии как основная проблема философии Франка. Философия религии раннего Франка. Феноменологическая онтология религиозного в книге «Непостижимое». Здравый смысл, научное и мистическое знание. «Непостижимое» как предмет мистического знания. Структура бытия. «Непосредственное самобытие» и трансцендирование. «Божество», «Бог», «богочеловеческое бытие».

31. Феноменология Э. Гуссерля: основные моменты. Феноменология религии в переписке Гуссерля и Дильтея. Феноменология религии А. Райнаха и Э. Штайн. Феноменология религии М. Шелера (по работе «О вечном в человеке»). Феноменология религии раннего Хайдеггера. Хайдеггер о соотношении философии и теологии. Влияние Хайдеггера на христианское богословие XX века.

32. «Метафизический переворот». Классические Божественные атрибуты (вечность, всемогущество, всеблагость и пр.). Проблемы, возникающие в связи с осмыслением концепций Божественных атрибутов. Новые интерпретации Божественного всемогущества, всевидения, вечности, всеблагости в современной англо-американской философии религии.

33. Опровержение основных религиозных постулатов представителями логического позитивизма. Относительность метода верификации. Теория обоснования. Реформированная эпистемология. Онтологическое доказательство бытия Бога и проблемы, связанные с ним. Эмпирические доказательства бытия Божия в современной англо-американской философии религии.



Раздел 3. История и современные проблемы религиоведения

1. Деятельность и идеи М. Мюллера: сравнительно-исторический метод; чувство бесконечного как основа религии; религиоведение и лингвистика. Восприятие идей М. Мюллера в России. Обособление истории религии как дисциплины.

2. Исторические рамки. Теоретический фон. Идея прогресса, этноцентризм, понимание однолинейного развития человечества, психическое единство человечества. Ключевые фигуры: Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Л. Г. Морган, Г. Спенсер: теоретический вклад в науку, основные работы: «Первобытная культура», «Золотая ветвь», определение религии, теория «пережитков».

3. Этнографическое направление в отечественном религиоведении: Штернберг, Богораз. Изучение религии в СССР и Музей истории религии и атеизма. А.Ф. Анисимов: вехи жизненного и творческого пути. Полевые исследования среди народов Севера и концепция этапов развития первобытной религии. Исследования шаманизма в России и СССР.

4. «Ответ» на эволюционистскую теорию в Великобритании. Ориентация на естественные науки, понятие о равновесии в обществе, аисторизм, биологические аналогии, антиредукционизм. Ключевые фигуры. Б. Малиновский: роль полевой работы, роль функционального анализа, «Магия, наука, религия». А.Р. Рэдклифф-Браун: прояснение понятия «социальная антропология», три стадии научного исследования, внимание к структуре изучаемого общества, «Предмет и границы социальной антропологии», «Социальная антропология». Состояние полевой работы, описание основных методов исследования. Основные характеристики периода в целом. Организация Human Relations Area Files (HRAF). Проблема Редфилда-Льюиса. Индукция и дедукция. Понятие о линейном и прогрессивном развитии в эволюционистской школе. Сравнительный метод. Попытка объяснения социального социальным.

4. Феноменология религиозного чувства у Р.Отто. Чувство зависимости от абсолюта Ф.Шлейермахера и чувство тварности Р.Отто. Mysterium tremendum у Р.Отто. Ощущение ужаса, величия, божественной энергии, тайны и очарования во встрече с нуминозным у Р.Отто. Схематизация нуминозного. Феноменологическая концепция истории религии по Р.Отто. Соотношение теории гетерогенного развития религии (манизм, динамизм) и Sensus numinis Р.Отто.

5. Феноменология религии конца XIX – середины XX в. Кризис позитивистски ориентированных подходов в религиоведении. Становление феноменологии религии в голландском религиоведении XIX в. Тематизация «священного» в религиоведении и философии религии начала XX в.: В. Виндельбанд, Э. Дюркгейм, В. Вундт, Н. Зедерблом, М. Шелер, Н.М. Минский, В.В. Розанов, П.А. Флоренский. Феноменология и герменевтика в исследовании религии у Г. ван дер Леу: феноменология религии, теология и религиоведение; «понимание» как метод исследования, «идеальные типы». Становление Чикагской школы религиоведения. Критика и самокритика феноменологического подхода в середине XX века. Проблема личной вовлеченности и персонального опыта у исследователя религии. Попытки преодоления антиисторизма в неофеноменологической модели Г. Виденгрена. Морфологическая интерпретация феноменологии религии (О. Хульткранц). Новые тенденции в работах Т. Рюба, В. Гантке, Г. Флуда.

6. Когнитивное религиоведение. Источники – Б.Ф. Скиннер, Н. Хомски, Л. Выготский, Ф. Боас. Первый этап – когнитивные теории религии – С. Гатри, П. Буайе. Появление термина «когнитивное религиоведение» – Т. Лоусон. Проекты Илкки Пюсиайнена и Армина Гирца.

7. Эмпирические исследования в психологии религии в к. XIX – нач. XX века: американская (Холл, Старбак, Леуба, Коу), французская (Шарко, Жане), немецкая (Гиргензон, Штэлин, Грюн, Гинс) школа. Сходства и различия подходов, основные представители. Упадок эмпирических исследований в середине XX века: основные причины. Возрождение эмпирических исследований: основные направления. Исследования религиозного опыта: Глок, Старк. Анкетные исследования и «описания от первого лица». Психометрические шкалы религиозного опыта (Стэйс). Изучение нейрофизиологии религиозного опыта. Дискуссия о возможности экспериментального изучения религиозного опыта.

8. Общая характеристика религиоведческого наследия З.Фрейда. Предпосылки, сформировавшие негативное отношение Фрейда к религии. Религия как коллективный невроз и как коллективно вырабатываемый способ защиты от невроза. Психоаналитическая интерпретация первобытных верований (табу, магия, анимизм, тотемизм). Фрейдовская гипотеза первобытного отцеубийства и его последствий для общества, религии, культуры. Два главных мотива религиозного сознания, их проявление на разных этапах развития религии. Концепция героического мифа. Элементы героического мифа в истории Моисея. З.Фрейд о социальной роли и перспективах религии. Ключевые понятия концепции К.Г.Юнга: коллективное бессознательное, архетип, символ. Эволюция понятия «архетип» в ходе становления и развития теории К.Г.Юнга, характеристика наиболее значимых архетипов (Тень, Анима, мандала, четверица и др.) Естественные и культурные символы, их функции в системе индивидуальной психики и в системе общественного сознания. К.Г.Юнг о психопатологии так называемых оккультных феноменов. Психологические типы в их отношении к религии. Индивидуация, ее религиозный и психотерапевтический смысл. Принцип синхронизма. «Новая теология» Э.Фромма. Ситуация человека в мире и религиозные формы ее осмысления. Гуманистические и авторитарные религии. Новая постановка проблемы морали: проблема нравственно злого в свете психологии бессознательного. «Синдром роста», «синдром распада», их выражение в вероучениях и культе различных религий. Логотерапия В. Э. Франкла. Положительное осмысление религиозности в трудах В. Э. Франкла. В. Э. Франкл о психотерапевтической функции религии. Подсознательный Бог» и проблема генезиса религии и ее значения по В. Франклу. Плюсы и минусы теории Франкла.

9. Трансперсональная психология. Ст. Гроффа и его экспериментальные фарамкологические методы в исследовании психологических предпосылок религиозности. Базовые перинатальные матрицы, их роль в формировании религиозного переживания. Работа Е.Торчинова «Религии мира: Опыт запредельного», как попытка переложения концепции Гроффа на фактический материал современного религиоведения. Развитие этой идеи в трудах Е. Торчинова и его последователей.

10. Историческая (конфессиональная) и интеллектуальная ситуация в Германии в конце XIX – начале XX века. Оценка роли протестантизма в развитии Германии предшественниками и коллегами М.Вебера (Г.Елинек, Э.Трельч). Логика аргумента «Протестантской этики …» и «Хозяйственной этики мировых религий». Понятия Бога, табу, пророка и общины в «Социологии религии» М.Вебера. Проблема социальной укоренненности религии – классы, сословия и религия. Проблема влияния религии («путей спасения») на образ жизни верующих. Понятие религиозной этики. Проблема теодицеи в «Социологии религии» М.Вебера.

11. «Элементарные формы религиозной жизни». Постановка проблемы: религия и эпистемология. Логика аргумента «Элементарных форм…». Выбор объекта. Понятие тотема у Дюркгейма. Оппозиция «сакральное / профанное». Проблема солидарности. Первичная рецепция и критика «Элементарных форм…». Концепция ритуала Э.Дюркгейма. Ритуал и сакральное. Функции ритуала. Рецепция функционалистской линии дюркгеймовского подхода к ритуалу. Рецепция дюркгеймианского аргумента из «Элементарных форм…» в современной этнометодологии. Э.Роулз. Роль «конкретных», разыгрываемых практик в становлении социального порядка.

12. Понятие «религиозного опыта» у П. Бергера. Религия и повседневность. Сигналы трансцендентного. Проблема секуляризации и десекуляризации современного мира. Секуляризация и проблема легитимации. Позиция П. Бергера по вопросу развития религии и теологии в современном мире. «Антропологическая» теология П. Бергера. Богословская рецепция работ П. Бергера. Понятие трансцендирования у Т. Лукмана. Трансцендирование и конструирование символических универсумов. Приватизация и «имманентизация» религии. Церковно-ориентированная религия и невидимая религия. Религиозность в современном мире.

13. «Экономическая» теория религии. Спрос и предложение на религиозном рынке. Католическая монополия. Объяснение процесса секуляризации с точки зрения «предложения» на религиозном рынке. Субъективная религиозность и потенциальный спрос на религию. Теория религиозной мобилизации. Анализ религиозной практики чер призму категории «человеческий капитал». Объяснение популярности «строгих» церквей через призму теории рационального выбора.

14. Структурализм как философская теория. Хронологическое и механическое время. Культура как форма языка. Бинарные оппозиции и попытка их анализа. Значение бессознательного. Культура и работа головного мозга. Человек как классифицирующее существо. Клод Леви-Стросс: внимание и попытки исследования «внутренней структуры». Анализ мифов: наложение оппозиций, инверсии, обнаружение медиаторов. Вместо соответствия исследовательских моделей реальности предполагаемое априори соответствие их моделям туземцев. Вместо изучения предметов изучение отношений. «Сырое и приготовленное». Эдмунд Лич: неприятие функциональной модели равновесия. Общество есть собрание не вещей, а переменных. Культурная динамика как норма. Лич о власти, культурной обусловленности представлений о времени. Отношение к трудам Леви-Стросса. «Структурализм в социальной антропологии».

15. Интерпретативная антропология Клиффорда Гирца и ее рецепция в культурной психологии религии. Понятие «культура» у Гирца. Религия как культурная система в концепции Гирца; определение религии. Рационализация религии. Религия в ходе социальных изменений. Тема обращения у Гирца.

16. Теории ритуального поведения в современной психологии религии и когнитивном религиоведении: общая характеристика. Скрипт-теория Роджера Шенка и Роберта Абельсона в модели ритуального поведения Паскаля Буайе и Пьера Лиенара. Специфика ритуального действия: компульсивность, ригидность, смещение цели, повторяемость. Ритуальное поведение и детская религиозность. Адаптивная функция религиозного ритуала: ритуальное поведение в контексте эволюции предупреждающей системы. Скрипт-теория и модель серийного воспоминания в концепции ритуального поведения Иштвана Цахеса: религиозные ритуалы и долговременная память. Теория «ритуальной формы» Томаса Лоусона и Роберта Макколи и ее эмпирические проверки. Ритуал и память в теории модусов религиозности Харви Уайтхауса. Гипотезы ритуального поведения в нейротеологии: Э. Ньюберг и Ю. д’Акили о нейропсихологических и нейрофизиологических коррелятах и функциях коллективных и индивидуальных религиозных ритуалов.



IV. Экзаменационные вопросы по философии религии и религиоведению

1. Происхождение религии. Основные проблемы и теории.

2. Основные определения религии в истории религиоведения.

3. Религиоведение и теология: их взаимоотношения в истории и современности.

4. Наука о религии и философия религии: основные проблемы их взаимоотношений.

5. Религиозные представления архаического человека и палеоантропология: основные проблемы интерпретации.

6. Шаманизм: основные концепции.

7. Религия Древней Месопотамии.

8. Религия Древнего Египта.

9. Религия Древней Греции.

10. Религия Древнего Рима.

11. Религии Китая

12. Религии Индии.

13. Буддизм.

14. Постновозаветный иудаизм.

15. Ислам.

16. Основные моменты истории и особенности западного христианства.

17. Основные моменты истории и особенности Православия.

18. Основные моменты истории Русской Церкви.

19. Новые религиозные движения: проблемы типологии и истории.

20. Основные тенденции современной религиозной жизни.

21. Религия в философии до сократиков.

22. Философия религии и «теология» Платона.

23. Философия религии и «теология» Аристотеля.

24. Философия религии в неоплатонизме.

25. Античная религия и христианство в патристике II–IV веков.

26. Философия религии бл. Августина.

27. Доказательства бытия Божия в философии Средних веков.

28. Проблема веры и разума в философии Средних веков.

29. Философия религии Спинозы.

30. Проблема теодицеи в философии Лейбница.

31. Философия религии Д. Юма.

32. Философия религии И. Канта.

33. Философия религии Гегеля.

34. Философия религии Шеллинга.

35. Философия религии Шлейермахера.

36. Философия религии Л. Фейербаха.

37. Проблема религии в философии К. Маркса и советском марксизме.

38. Философия религии в позитивизме XIX века: О. Конт, Дж.Ст. Милль, Г. Спенсер.

39. Критика христианства в философии Фр. Ницше.

40. Философия религии в неокантианстве (В.Виндельбанд, Г. Коген)

41. Проблемы философии религии в философии славянофилов.

42. Проблемы философии религии в русской радикальной мысли (А.И. Герцен, М.А. Бакунин).

43. Философия религии Вл. Соловьева.

44. Философия религии в философии Духовных Академий (прот. И. Скворцов, П.Д. Юркевич, В.Д. Кудрявцев-Платонов, А.И. Введенский, В.И. Несмелов).

45. Концепция «мистической интуиции» Н.О. Лосского.

46. «Философия культа» свящ. П. Флоренского.

47. Трансцендентальная постановка проблемы религии в «Свете Невечернем» С.Н. Булгакова.

48. «Истина и откровение» Н.А. Бердяева.

49. «Аксиомы религиозного опыта» И.А. Ильина.

50. Проблемы философии религии в книге С.Л. Франка «Непостижимое».

51. Проблемы философии религии в философской феноменологии (Э. Гуссерль, М. Шелер, ранний М. Хайдеггер).

52. Проблема божественных атрибутов в современной англо-американской философии религии.

53. Доказательства бытия Божия в современной англо-американской философии религии.

54. Теория религии Фр.М. Мюллера

55. Эволюционизм и его критика в истории религиоведческой мысли.

56. Культурная антропология и сравнительное изучение религии в России (Л.Я. Штернберг, Богораз-Тан, С.А. Токарев).

57. Структурный функционализм в культурной антропологии: основные идеи и представители.

58. «Священное» Р. Отто.

59. Феноменология религии: основные представители, идеи и критика в религиоведческой мысли середины и второй пол. XX века.

60. Когнитивное религиоведение: основные идеи и представители.

61. Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии

62. Теории религии в психоанализе (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл).

63. Проблема религии в трансперсональной психологии (С. Гроф, Е.А. Торчинов).

64. Социология религии М. Вебера.

65. Социология религии Э. Дюркгейма.

66. Феноменологическая социология религии (П. Бергер, Т. Лукман).

67. Теории рационального выбора в социологии религии.

68. Структурализм в религиоведении и культурной антропологии.

69. Религия в интерпретативной теории культуры К. Гирца.

70. Теории ритуала в религиоведении и культурной антропологии.

V. Список литературы

Основная литература:

1. Антонов К.М. Философия религии в русской метафизике XIX — начала XX века. М., ПСТГУ, 2013.

2. Гараджа В.И. Социология религии. М., 2010

3. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.

4. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. СПб., 2008.

5. Смирнов М.Ю. Социология религии. Словарь. СПб., 2011.

6. Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы. М., 2010.

7. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Тт. 1-3. М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Василенко Л.И. Введение в философию религии. М., ПСТГУ, 2009.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2004

3. Зеньковский В.В. История русской философии. М. 2010.

4. Кабо В.Р. Происхождение религии. История проблемы. Канберра. 2002. http://aboriginals.narod.ru/origins_of_religion.htm

5. Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви. Т. 1-2, М., 2007.

6. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.

7. Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998.

8. Коначева С.А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века. М., 2010.

9. Лосский Н.О. История русской философии. М., 2007

10. Малевич Т.В. Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии: история и современность. Конец XIX – первая половина XX вв // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014, №5 (25).

11. Малевич Т.В. Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии: история и современность. Вторая половина XX – начало XXI вв // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014, №6 (26).

12. Пылаев М.А. Западная феноменология религии. М., 2006.

13. Пылаев М.А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. М., 2011.

14. Пюсиайнен И. Когнитивное религиоведение как исследовательская программа // Религиоведческие исследования. 2012. № 1-2 (7-8). М., 2013.

15. Религиоведение. Шахнович М.М., ред. СПб., 2006.

16. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. Ч. 1-2. М., 2008.

17. Философия религии: альманах. 2006–2007. М., 2007.

18. Философия религии: альманах. 2008–2009. М., 2010.

19 Философия религии: альманах. 2010–2011. М., 2011.

20. Шахнович М.М. Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006.

21. Шохин В.К. Введение в философию религии. М., 2010.

22. Эванс С.Ч., Мэнис Р.З. Философия религии: размышление о вере. М., ПСТГУ, 2011.

23. Эванс-Притчард Э. История антропологической мысли. М., 2004.

24. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2003.

25. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.

Первоисточники:

1. Бердяев Н.А. Истина и откровение. М., 1998.

2. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М. 1994.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Тт. 1-2. М., 1976.

5. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

6. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

7. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

8. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. Спб., 1996.

9. Мюллер М. Введение в науку о религии. М., 2002.

10. Отто Р. Священное. Спб., 2008

11. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Трактаты. М., 1998.

12. Суинберн Р. Есть ли Бог? М., 2001.

13. Флоренский П. свящ. Философия культа. М., 2004.

14. Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

15. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х тт. М., 1988.

16. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Тт. 1-2. Спб., 2000, 2002.

17. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М., 1994

18. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

19. Юм Д. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии // Юм Д. Малые произведения. М., 1996.

Интернет-ресурсы:

http://religious-life.ru/

http://www.religiopolis.org/religiovedenie.html

http://www.upelsinka.com/

www.amursu.ru/religio

V. Критерии, используемые при оценивании реферата

п/п

Критерии

Показатели

(за каждый показатель – 1 балл)

1

Новизна реферированного текста

(Макс. 3 балла)

– актуальность проблемы и темы;

– новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;

– наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2

Степень раскрытия сущности проблемы

(Макс. 6 баллов)

– соответствие плана теме реферата;

– соответствие содержания теме и плану реферата;

– полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

– обоснованность способов и методов работы с материалом;

– умение работать с научной литературой, систематизиро-вать и структурировать материал;

– умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3

Обоснованность выбора источников и исследовательской литературы

(Макс. 2 балла)

– круг, полнота использования источников и научно-исследовательской по проблеме;

– привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4

Соблюдение требований к оформлению

(Макс. 5 баллов)

– правильное оформление ссылок на используемую литературу;

– грамотность и культура изложения;

– владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;

– соблюдение требований к объему реферата;

– культура оформления.

5

Грамотность

(Макс. 3 балла)

– отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

– отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;

– выдержанный научный стиль.

Итого

максимальная сумма баллов за реферат – 19 баллов.

















































VI. Критерии, используемые на экзамене по специальной дисциплине

п/п

Критерии

Баллы

1

В полученном ответе абитуриент продемонстрировал глубокие, без пробелов знания по программе вступительного испытания, самостоятельное мышление в ответах.

Внятное и последовательное раскрытие экзаменационных вопросов.

Способность ответить на все дополнительные вопросы по программе вступительного экзамена.

70 — 81

2

В полученном ответе абитуриент продемонстрировал глубокие, с малозначительными пробелами знания по программе вступительного испытания, самостоятельное мышление в ответах.

Практически полное раскрытие экзаменационных вопросов.

Способность ответить на большинство дополнительных вопросов по программе вступительного экзамена.

61 — 70

3

В полученном ответе абитуриент продемонстрировал знания по программе вступительного испытания.

При ответе выявлены пробелы, которые не носят системного характера. самостоятельное мышление в ответах.

Частичное раскрытие экзаменационных вопросов.

Способность ответить на некоторые дополнительные вопросы по программе вступительного экзамена.

51 — 60

4

В полученном ответе абитуриент продемонстрировал отсутствие знания по программе вступительного испытания и неспособность ответить на экзаменационные вопросы.

При ответе выявлены пробелы, которые носят системный характер. Отсутствие самостоятельного мышления в ответах.

Неспособность ответить на дополнительные вопросы по программе вступительного экзамена.

0 — 50



VII. Интегрированная оценка на экзамене по дисциплине с учетом представленного реферата

Оценка

Баллы

Отлично

90 -100

Хорошо

80 -89

Удовлетворительно

70 -79

Неудовлетворительно

0 — 69

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по направлению подготовки 47.06.01 Философия, этика и религиоведение, профиль 09.00.14 Философия религии и религиоведение

Составитель рабочей программы: в.н.с. ЦИИ АН РТ, к. соц. н. Р.В. Нуруллина. Программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета Центра исламоведческих исследований АН РТ от 22 февраля 2017 года, протокол № 14.